1-freelance.ru

Журнал "Фрилансер"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синтетика или полусинтетика: что лучше

Синтетика или полусинтетика: что лучше?

Моторное масло имеет большое значение в обеспечении нормальной работоспособности двигателя. На поверхности деталей и узлов жидкость образует прочную пленку, которая снижает силу трения между подвижными элементами. Выбрать масло порой сложно. В специализированных магазинах представлен широкий ассортимент подобной продукции: масло бывает синтетическми, полусинтетическим и минеральным. Чаще водители покупают масла первой и второй группы. Между ними есть различия, поэтому возникает резонный вопрос: какое масло лучше использовать – синтетику или полусинтетик

Характеристики синтетического масла

Синтетическое масло изготавливают из природного газа или в ходе переработки нефтепродуктов. Масло демонстрирует стабильность во время эксплуатации. Оно почти не подвергается окислению. Ее изначальные свойства практически не меняются под влиянием внешних факторов. При воздействии высоких и низких температур вязкость масла не так сильно меняется. По этой причине его можно использовать в разных климатических условиях. Синтетическая жидкость имеет ниже вязкость при низких температурах, обеспечивая легкий и быстрый запуск мотора. За счет этого увеличивается его ресурс.

Качественное моторное масло – залог эффективной работы силового агрегата и зимой, и летом. В состав масла входят различные присадки. Каждый производитель добавляет в жидкость свои модификаторы. Эта информация конфиденциальная, и ее нет в открытом доступе. В процессе работы мотора присадки невступают в химические реакции с базовой основой, поэтому изготовитель может их легко заменять, чтобы придать составу определенные свойства и характеристики.

Среди достоинств синтетического моторного масла выделяют:

низкий коэффициент испаряемости;

сохранение текучести при минусовых температурах;

хорошие антифрикционные свойства;

эффективная смазка узлов и деталей мотора, способность проникать в труднодоступные места силового агрегата.

Из минусов синтетики стоит отметить его высокую стоимость (более 500 рублей за 1 литр). Владельцы старых автомобилей считают использование этого масла нецелесообразным. Но на дорогах нашей страны появляется все больше дорогих, новых машин, поэтому синтетическое масло пользуется высоким спросом.

Особенности полусинтетического масла

Полусинтетическое масло – это что-то среднее между синтетикой и «минералкой». Он получается в результате смешения этих двух жидкостей . Четкие пропорции синтетического и минерального масел не известны. Каждый производитель устанавливает свои соотношения. В среднем в полусинтетике присутствует 50-60% минеральной жидкости и 40-50% синтетической, конечно, присадки.

Полусинтетическое масло не рекомендуют применять при сильных морозах. Это связано с наличием минерального базового масла. При низких температурах вязкость масла будет выше, чем полностью синтетическое масло.. Стоимость масла более доступная. Цена 1 литра составляет менее 500 рублей. Полусинтетическое масло чаще выбирают владельцы бюджетных автомобилей.

В чем разница между синтетикой и полусинтетикой?

У этих жидкостей разный молекулярный состав, который определяет технические характеристики жидкостей. В синтетике они лучше. Это позволяет автомобилю работать в экстремальных условиях и при высоких нагрузках стабильнее. У полусинтетических составов меньшая устойчивость к химическим и термическим воздействиям. Их ресурс ниже, чем у синтетики. У полусинтетики есть наличие минеральной основы. Оно более густое при низких температурах, что в некоторой степени ухудшает его свойства.

Если у опытных автовладельцев встает выбор: синтетика или полусинтетика для двигателей с пробегом, то они отдают предпочтение второму варианту. Это, в первую очередь, связано со стоимостью масла.

Что лучше выбрать?

Что лучше: синтетическое или полусинтетическое масло для двигателя внутреннего сгорания? Ответ на вопрос зависит от нескольких факторов:

Марка автомобиля. Производитель техники указывает на определенный допуск или спецификации, которые могут быть, например, только у синтетического масла. Информация прописывается в сопроводительной документации.

Можно ли мешать синтетику с полусинтетикой?

Между автовладельцами давно идет спор: можно ли в полусинтетику долить синтетику? Сложно предугадать результат химических реакций между разными присадками и базовыми основами. Прибегать к такой процедуре можно в крайних случаях. Лучше стараться избегать подобных манипуляций. Двигатель внутреннего сгорания не приветствует эксперименты.

Читайте так же:
Можно ли хранить телевизор в неотапливаемом помещении

Как избежать ошибок при использовании масла

Как избежать ошибок при использовании масла

"Рекомендации автопроизводителей по маслам нужно воспринимать как прямое требование. В то же время, упоминание какого-либо конкретного производителя масел — необязательная рекомендация и, как правило, является скрытой рекламой", — говорит генеральный директор Нико Трейдинг Михаил Бондаренко.

Эти рекомендации можно разделить на две составляющие. Техническую спецификацию масла — вязкость (по SAE) и класс (по API или ACEA). Стоит переписать все эти данные из сервисной книжки и, покупая масло, обязательно убедиться, что все они присутствуют в его названии и описании. Об этом пишет портал Деньги.

Если сервисная книжка утеряна — не беда, информацию о том, какое масло подойдет двигателю вашего автомобиля, можно найти и в других источниках: у официального производителя, на фирменном сервисе или в специальных каталогах. Его можно найти в крупных специализированных магазинах или в каждом официальном представительстве компании-производителя.

Выбирая между синтетическими маслами, полусинтетическими и минеральными, стоит предпочесть лучшее. Специалисты считают, что сегодня лучшее — это синтетика.

"Синтетическое масло будет самым правильным выбором, поскольку это лучшая защита двигателя и наименьшие потери на трение. Синтетика позволит сохранить двигатель в состоянии "как новый", что, соответственно, не приведет к падению мощности после длительного срока эксплуатации", — говорит Михаил Бондаренко.

Конечно, лучше выбрать продукцию ведущих производителей масел — Mobil, Castrol, Elf, Liqui Moly, Motul. Покупать масло необходимо только в проверенных местах — на авторизованных СТО, в специализированных магазинах, на сетевых заправках или в супермаркетах. При оплате товара можно потребовать у продавца сертификат происхождения масла и — обязательно — товарный чек. Важно обратить внимание на целостность упаковки. А срок хранения масла, указанный на канистре, должен быть не более пяти лет от даты производства.

Как часто менять

Специалисты с напоминают, что всегда надо делать поправку "на ветер". "Правильно, нужно читать рекомендации производителя. Но есть еще и особые условия эксплуатации. Наша страна, к сожалению, относится пока к тем зонам, где интервал обслуживания автомобилей нужно сокращать. У нас плохой сервис, отвратительные дороги и рваный режим движения в городах — постоянные пробки", -говорит технический координатор компании Камион-Ойл Игорь Билоус. По его мнению, низкое качество бензина влияет на масло и сокращает срок его службы. В итоге в Украине масло надо менять раз на 10-12 тыс. км.

Распространенным заблуждением среди водителей является мнение, что если залить в машину какое-нибудь супер-дорогое и модное масло, то менять его можно будет реже. Это неправда. Интервал замены моторного масла определяется производителем автомобиля, а не масла.

Реже положенного менять масло не стоит, а вот чаще возможно и рекомендовано, если автомобиль эксплуатируется очень активно. Например, постоянно ездит с прицепом или работает в качестве такси. "Как-то микроавтобус, используемый для нанесения дорожной разметки, через 10 тыс. км приехал на замену масла. Когда открутили сливную пробку, из картера двигателя не вылилось ни капли — все масло настолько загустело, что превратилось в пластичную смазку. Оказалось, что дорожники не учли условия эксплуатации — автомобиль большую часть времени ездил на первой передаче. С учетом передаточного числа пробег двигателя составил эквивалент 40 тыс. км", — рассказывает Бондаренко.

Сознательно смешивать масла разных производителей, допусков и классификаций не рекомендуется. Ведь разные масла имеют в своем составе разные присадки, и они могут плохо совмещаться друг с другом. Самым верным решением будет всегда возить с собой литр масла необходимой спецификации "на долив". Кстати, масляное голодание для двигателя гораздо хуже, чем долив масла другого качества.

Семь популярных мифов о маслах

1. Нельзя лить синтетику в старые двигатели

Читайте так же:
Можно ли удалять файлы из папки appdata

Считается, что если в старый двигатель залить синтетику, он начинает течь. Это не так. Современные синтетические масла, разработанные специально для изношенных двигателей, имеют модификаторы резиновых уплотнений для исключения подтеканий, а также повышенную вязкость для компенсации повышенного износа. Кроме того, они прекрасно вымывают всю грязь, накопленную за годы эксплуатации.

2. Хорошее масло добавит автомобилю лошадиных сил

Отнюдь. Нельзя только с помощью масла кардинально изменить технические характеристики двигателя в лучшую сторону. Однако хорошее моторное масло может обеспечить использование всей мощности мотора, заложенной разработчиком.

3. Масло потемнело — значит пришло в негодность

Это было верно в далеком прошлом. Сейчас потемневшее масло даже сразу после замены говорит лишь о том, что моющие присадки выполняют свою функцию "на отлично". Специалисты говорят: "Темное масло -чистый двигатель. Прозрачное масло сигнализирует, что присадок либо нет, либо они не работают".

4. Синтетика слишком "жидкая"

"Бывалые" автомобилисты, которые любят постучать ногой по колесу, часто также любят "на слух" определить и качество масла в канистре. На самом деле кривая изменения вязкости у минерального и синтетического масла разнятся, и при 20 ˚С синтетическое масло действительно менее вязкое, что не мешает ему достигать необходимой вязкости при 100 ˚C.

5. При замене масла нужно использовать промывку

Промывка — это тоже пережиток прошлого. Современные масла обладают моющими свойствами гораздо лучше любой промывки, поэтому промывка в данном случае только "загрязняет" двигатель.

6. Чем больше вязкость масла, тем лучше защита двигателя

Для современных масел и современных двигателей это не работает. Функцию защиты от износа взяли на себя особые присадки, а не толщина масляной пленки.

7. Масло в канистре лучше, чем масло в бочке

Этот миф относится к периоду недоверия к сервису, когда клиент всегда стоял рядом с автомобилем и контролировал процесс. На самом деле, масло в бочке — того же качества, что и в канистре, к тому же многие автосервисы продают его дешевле.

Какое масло лучше лить в авто с большим пробегом?

Например для двигателей с пробегом до 100 т. км специалисты рекомендуют использовать синтетические масла с показателем вязкости 5W-50, если пробег автомобиля более 150 т. км — 10W-60.

Какое масло заливать в двигатель с пробегом 200 тысяч?

Это самый распространённый вариант для большинства регионов, а уже после 100-150 тысяч километров лучше перейти на 5W40. Как только одометр покажет 200 тысяч км, то стоит заливать 10W40.

Какое масло лить при каком пробеге?

Если говорить об универсальных маслах для зимы и лета, подходящих для большей части регионов России, то наиболее приемлемым решением будет выбор изделий с маркировкой 5W30 и 5W40. Именно такие масла рекомендуется заливать в автомобили с пробегом, превышающим 100 — 150 тысяч километров.

Какое масло заливать в двигатель после 100?

Простыми словами, в мануале обычно написано, что в агрегате можно использовать, например, 5W30, 5W40 и 10W40. При этом если в мотор ранее владелец круглогодично заливал смазку 5W30, после 100 тыс. пробега вполне можно перейти на 5W40, а после 200 тыс. на 10W40.

Какое масло нужно заливать в старый двигатель?

Из-за быстрого износа старых моторов требуется заливать в них более густое масло, которое образует толстую масляную пленку между трущимися деталями. На таком масле стоит маркировка 10W30 и 5W40. Как правило, производители моторных масел выпускают специальную серию для таких старых двигателей.

Какое масло залить в двигатель с пробега 250 000 км?

Значит, при сильном износе нужно заливать 5W-50. Это позволит защитить детали двигателя от создающегося трения. Еще возможно продлить срок службы агрегата при помощи присадок, добавляемых в автомасла, которые создают защитную масляную пленку.

Читайте так же:
Можно ли прочитать удаленные сообщения в whatsapp

Какое масло лить при пробеге 100 000?

Простыми словами, в мануале обычно написано, что в агрегате можно использовать, например, 5W30, 5W40 и 10W40. При этом если в мотор ранее владелец круглогодично заливал смазку 5W30, после 100 тыс. пробега вполне можно перейти на 5W40, а после 200 тыс. на 10W40.

Можно ли лить масло 10W40 вместо 5W30?

Можно ли смешивать 5w30 и 10w40

Несмотря на то, что оба продукта имеют довольно много общего по своим характеристикам, смешивать их запрещено. Не забывайте о том, что 10W40 полусинтетическое масло, а 5W30 синтетическое. … Замена и долив масла допускается только одной основы, одного производителя.

На каком пробеге нужно менять вязкость масла?

По регламенту автопроизводителей менять масло в двигателе нужно каждые 10 или 15 тыс. км либо не реже чем раз в год. Но некоторые модели самостоятельно рассчитывают периодичность замены, ориентируясь на количество моточасов и условия эксплуатации.

Какое масло заливать при пробеге 60000?

Всесезонные 5w40, если пробег у двигателя составляет более 100 тыс. км. В летний период для мотора рекомендуется 10w30; Всесезонные 5w50, если пробег движка составляет более 250 тыс.

Как узнать какое масло нужно заливать в двигатель?

Выяснить, какое масло заливать в двигатель, можно, исходя из его вязкости. Оценить ее можно с помощью величины, называемой индексом вязкости. Он показывает, насколько масляная жидкость является тягучей при изменениях температуры.

Какое масло лучше 5W40 или 5W30?

Итак, если выбирать масло при низких температурах, какое лучше, 5W30 или 5W40, то разницы мы не обнаружим, они ведут себя одинаково. А вот при высоких температурах 5W40 более вязкое и менее текучее, при проходе оно оставляет на стенках цилиндров более толстую пленку — в этом главное отличие 5W30 от 5W40.

Какое масло лучше при Масложоре?

Таким образом становится ясно, что при «масложоре» нужно использовать современное синтетическое моторное масло с увеличенной вязкостью, допускаемое «мануалом» к вашей машине. Например, если вы обычно заливали лубрикант 5W30, то можно перейти на 5W40 или, например, на полусинтетику 10W40 — в особо запущенных случаях!

Можно ли заливать синтетику в старый двигатель?

Нельзя лить синтетику в старые двигатели

Современные синтетические масла, разработанные специально для изношенных двигателей, имеют модификаторы резиновых уплотнений для исключения подтеканий, а также повышенную вязкость для компенсации повышенного износа.

Какое масло лить в старого японца?

Низкотемпературный показатель 5w — наиболее оптимальный для наших климатических условий, однако для жителей северных регионов будет актуальнее масла с индексом 0w. Наша рекомендация для японских автомобилей с большим пробегом — Motor Gold Supetec 5w40.

Какой нормальный расход масла на 1000 км?

Для нормально изношенных двигателей – нормальный расход масла составляет 0.025 – 0.1 %, то есть на 1000 км нужно будет залить 25 – 100 грамм моторного масла. Для изношенных двигателей на грани ремонта – расход масла 0.4 – 0.6% на 100 литров топлива. Это 400 – 600 грамм на 100 литров.

Выбираем моторное масло на зиму

С наступлением холодов многие автовладельцы задумываются, над тем, нужно ли менять моторное масло на зиму или оставить все как есть до плановой замены. Производители автомобилей и сотрудники сервисных центров, как правило, советуют все-таки использовать наиболее соответствующие этому непростому для автомобиля периоду специально разработанные жидкости, даже если до планового ТО осталась еще пара тысяч километров пробега. В первую очередь это связано с тем, что именно в холодное время года запуск двигателя происходит гораздо сложнее, особенно в дизелях. Поэтому для того, чтобы коленвал мог свободно вращаться при суровых российских морозах очень важно правильно подобрать зимнее моторное масло для своего авто.

Читайте так же:
Можно ли строительным пылесосом делать уборку квартиры

Какое масло заливать в двигатель на зиму?

Для того чтобы силовой агрегат без труда запускался даже при экстремально низких температурах, при выборе зимнего масло для двигателя нужно обратить внимание на несколько важных характеристик продукта.

Вязкость масла

Одним из ключевых показателей рабочих характеристик зимнего масла является вязкость, которая создает тонкую смазочную пленку на поршневой группе и других элементах мотора. Слишком густая моторная смазка увеличит нагрузку на двигатель, снизив его КПД. Если пленка окажется слишком тонкой, она просто не сможет в достаточной мере защитить ДВС от притирания деталей и быстрого износа. Соответственно для того чтобы агрегат мог нормально работать на морозе, вязкость зимнего моторного масла должна быть изначально не слишком густой, а после прогрева авто – достаточно текучей.

Чтобы автовладельцам было проще подобрать нужный продукт, производители указывают на упаковках индекс вязкости смазки. Чем он ниже, тем быстрее жидкость теряет густоту. Соответственно защитная пленка становится тонкой, а ДВС изнашивается быстрее. И наоборот. Высокий индекс указывает на то, масло медленно становится текучим, обеспечивая качественную смазку каждой детали.

НА ЗАМЕТКУ!

Индекс вязкости масла говорит о степени разжижения продукта. С момента пуска двигатель постепенно прогревается, при этом смазка понемногу начинает разжижаться, теряя изначальную густоту. Степень разжижения и является индексом вязкости, который представляет собой просто числовое значение (без единиц измерения).

В зависимости от химического состава моторной жидкости, индексы отличаются между собой:

  • 110-135 – для минеральных масел;
  • 130-150 – для полусинтетики;
  • 140-170 – для синтетики.

Соответственно самую эффективную защиту агрегата зимой дает синтетический состав. Смазка на минеральной основе во время сильных морозов теряет большинство своих рабочих характеристик.

Классификация SAE

Согласно этой классификации, к зимним моторным маслам относятся жидкости с маркировкой 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Для наглядности разберемся на примере масла с маркировкой «5W30»:

  • «5» – максимальная минусовая температура, при которой жидкость сохраняет рабочие характеристики.
  • «W» – сокращение от англ. winter – зима.
  • «30» – максимальная температурная граница при плюсовой t°C.

Если Вы точно не знаете, какое масло заливать в двигатель на зиму, определиться, какая смазка подходит для Вашего региона поможет приведенная ниже таблица, где наглядно показано соответствие температур окружающей среды и вязкости масла.

Классификация (маркировка) зимнего масла в двигатель по SAE

Если говорить о каждом из видов, то:

  • 5W-30/5W-40 считаются самыми универсальными и наиболее распространенными среди автовладельцев благодаря хорошей температурной выдержке. Подходят для дизельных и бензиновых авто.
  • 0W-20/0W-30 подходит для центральных и северных регионов России с суровым климатом.
  • 0W-40/0w-50 можно считать всесезонным продуктом, однако он подходит не для всех ДВС.
  • 10W-30 – это вполне универсальная смазка, подходящая для областей, в которых минусовая температура не опускается ниже -25°C.
  • 10w40 считается оптимальным для мягких климатических условий южной части России.
  • 15W-40 рекомендуется заливать в дизельные и бензиновые ТС с большим пробегом.

Вязкость моторных масел при низких температурах

Химический состав

По составу моторные масла делятся на три вида:

Синтетическое и минеральное моторное масло (в двигатель) для зимыМинеральные (Mineral). Добываются путем переработки нефтепродуктов. Кроме довольно невысокого качества, одним из главных недостатков этих смазочных материалов является их очень быстрое и сильное загустевание уже при -10°C. Соответственно зимой такое масло заливать нельзя.

Синтетическое (Fully Synthetic). Получается в процессе органического синтеза определенных химических соединений с последующим добавлением спецприсадок. Синтетика является лучшим вариантом для зимы благодаря термостабильности как при низких, так и высоких температурах.

Полусинтетическое (Semi Synthetic). Создается путем соединения минеральных и синтетических основ в определенных пропорциях. Несмотря на то, что полусинтетика довольно устойчива к температурным режимам, ее лучше не использовать при экстремально низких t°.

Отвечая на вопрос, какое масло заливать в двигатель зимой – синтетику или полусинтетику, нужно обратить внимание на несколько нюансов. Лучшим вариантом, бесспорно, является зимнее синтетическое моторное масло. Однако, нужно помнить, что его нельзя заливать сразу после смазки невысокого качества. Это приведет к отслоению нагара на деталях двигателя и засорению фильтров с последующим ремонтом ТС. Поэтому на синтетику нужно переходить постепенно.

Читайте так же:
Можно ли вытащить лампочку изо рта

Основные критерии выбора зимнего моторного масла

Чтобы быстрее определиться с тем, какое масло лучше заливать в двигатель зимой необходимо учитывать несколько важных критериев:

  • Эксплуатационные условия и манера езды. Если авто эксплуатируется в регионе с умеренным климатом, по типу «городские дороги-трасса», эти условия считаются стандартными. Если у водителя агрессивная манера езды, на машине регулярно ездят по бездорожью (проселочным дорогам) или эксплуатируют в очень холодном или, наоборот, слишком жарком климате – такие условия принято считать тяжелыми.

Лучшее моторные масла для зимы

По мнению специалистов, лучшими марками зимнего моторного масла являются:

Shell Helix. Гарантированный легкий пуск при минусовых температурах, сохранении консистенции даже при -40°C, а также высокие моющие, диспергирующие и антиокислительные свойства делают зимние моторные масла Шелл Хеликс одними из лидеров в этой категории.

Castrol. Смазочные материалы британского бренда ценятся автомобилистами за качество и сохранение рабочих характеристик независимо от климатической зоны. Рекомендуются концернами BMW, RENAULT и другими.

Idemitsu. Идеально подходит для суровых условий русской зимы, в частности для городской эксплуатации с короткими поездками. Рекомендовано большинством японских автопроизводителей, в числе которых Nissan, Honda, Subaru и Mazda.

Зимнее моторное масло Шелл ХеликсЗимнее моторное масло Shell HelixЗимнее моторное масло КастролЗимнее моторное масло CastrolЗимнее моторное масло марки Idemitsu
Shell Helix
HX8 Synthetic 5W-30
Shell Helix
Ultra ECT С3 5W-30
Castrol EDGE
0W-30 A5/B5
Castrol EDGE
0W-30 A3/B4
Idemitsu Zepro
Touring 5W30 SN/GF-5

Mobil. Полностью оправдывают себя в холодный период, особенно в сложных климатических условиях северных регионов России. Зимние масла Мобил отличаются способностью существенно снижать трение даже при экстремально низких температурах окружающей среды.

Total. Отлично себя проявляют при холодном запуске, а также отличаются высокими противоизносными свойствами. При экстремально низких температурах особенно высоко себя зарекомендовало Total QUARTZ 9000 ENERGY 0W-30, получив одобрение VW, General Motors, BMW и Mercedes-Benz.

ELF. Зимние моторные масла ELF сохраняют смазывающие свойства даже при очень низких температурах (до -40°С), эффективно снижая износ и существенно повышая ресурс агрегата.

Зимнее моторное масло MobilЗимнее моторное масло МобилЗимнее моторное масло TotalЗимнее моторное масло марки ТоталЗимнее моторное масло марки Эльф
Mobil 1
0W-40
Mobil Ultra
10W-40
Total QUARTZ
INEO ECS 5W30
Total QUARTZ
9000 ENERGY 0W30
Elf Evolution
900 SXR 5W30

Как правильно подготовить автомобиль к зиме?

Чтобы уберечь себя от неприятных сюрпризов, кроме выбора подходящего смазочного материала нужно обязательно сделать предзимнее ТО. Что в него входит?

В первую очередь проверить и, при необходимости, устранить неполадки в двигателе или системе впрыска. Обязательно проконтролировать состояние генератора, аккумулятора и стартера, которые играют ключевую роль в запуске мотора.

Необходимо также проверить все техжидкости авто. Если их срок годности истек или скоро закончится, замените их до начала морозов. Это относится как к моторным и трансмиссионным маслам, так и к тормозной, охлаждающей и жидкости для ГУР.

Предзимнее техобслуживание авто и замена масла в двигателе на зиму

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Техжидкости с истекшим сроком годности теряют рабочие свойства, в том числе из незамерзающих – могут стать замерзающими! Последствием может стать разрыв или разгерметизация радиатора охлаждения, капремонт двигателя или, в худшем случае, его замена.

Купите зимние моторные масла по лучшей цене в Москве

В каталоге нашего интернет-магазина «Лига-М» представлен широкий выбор высококачественных зимних масел для бензиновых и дизельных двигателей от известных брендов. Если у Вас возникли вопросы, получить подробную консультацию можно у наших менеджеров по телефону (посмотреть) или заказав «бесплатный звонок». Доставка заказов осуществляется по Москве и в другие регионы России в максимально сжатые сроки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector