1-freelance.ru

Журнал "Фрилансер"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) был введён в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

2. Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христиан-ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

Стр. 16. Вопросы для повторения и задания.

1. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

Ламарк стал создателем первой теории эволюции, которая известна сейчас как «ламаркизм». Так же он ввёл в обиход термин «биология». Кроме того он написал огромное количество трудов по биологии(наиболее известные «Философия зоологии» и труды по беспозвоночным).

Основные положения теории Ламарка:

1. Идея изменяемости видов(и,соответственно выделяются законы изменяемости видов)

2. Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно

3. У всех организмов существует стремление к совершенствованию

4. Закон упражнения и неупражнения органов(если орган нужен, то это ведёт к его дальнейшему развитию, нет к деградации)

5. Первые организмы произошли из неорганической природы

6. Связь эволюции живых организмов с изменениями условий окружающей среды

7. Наследование благоприятных признаков

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка?

1. для живой природы характерна эволюция

2. факторы среды принимают непосредственное участие в формировании приспособлений

3. скорость эволюционных преобразований составляет сотни тысяч и миллионы лет

1. эволюционная единица – особь

2. стремление к совершенствованию

3. фенотипические изменения , возникшие в результате воздействия факторов среды

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течении жизни организма?

Приобретенные в течение жизни организма признаки наследуются,е сли их причиной является мутация, которая затрагивает генетический материал гамет.

Без этого наследование приобретенных признаков (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Для объяснения исчезновения видов, встречающихся в более древних геологических отложениях, французский зоолог Жорж Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно ей, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные. Затем на их место переселялись организмы, уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими. Ученики Кювье впоследствии дополнили его теорию предположением, что после глобальных катастроф совершались новые акты божественного творения.

Подумайте и выполните.

1. Как вы считаете, почему главный труд К. Линнея назывался «Система природы», а Ж. Б. Ламарка – «Философия зоологии»?

К. Линней эволюцию не признавал и пытался понять Божественный умысел, а Ж. Б. Ламарк строил лестницы существ, внутреннее стремление к прогрессу, градации, эволюционное учение создавал.

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

Ламарк считал, что первоначально всё живое на Земле было сотворено Богом и лишь впоследствии уже развивалось, эволюционировало, совершенствовалось само по себе. Ни у Ламарка, а тем более у Дарвина, никогда не было доказательств. Поэтому доказать нельзя экспериментально утверждения Ламарка.

3. Оцените значимость работ Ж. Кювье для дальнейшего развития наук.

Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Читайте так же:
Можно ли сохранять фото из инстаграмма

4. Сравните градации Ламарка и «лестницу существ» Аристотеля. В чём их сходство и отличия?

LITMIR.BIZ

Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. В. И. Сивоглазов

Информация о произведении:

Год выпуска 2015

Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс - В. И. Сивоглазов Вертикаль (Дрофа)

для повторения и задания

1. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма?

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Подумайте! Выполните!

1. Как вы считаете, почему главный труд К. Линнея назывался «Система природы», а Ж. Б. Ламарка – «Философия зоологии»?

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

3. Оцените значимость работ Ж. Кювье для дальнейшего развития науки.

4. Сравните градации Ламарка (см. рис. 4) и «лестницу существ» Аристотеля (см. рис. 2). В чём их сходство и отличия?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

3. Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

Вспомните!

Кто был автором первой эволюционной теории?

Какие биологические открытия были сделаны к середине XIX в.?

Естественно-научные предпосылки. К середине XIX в. в естествознании было сделано много новых открытий. Иммануил Кант создал теорию о происхождении космических тел естественным путём, а не в результате божественного творения. Французский учёный Пьер Симон Лаплас в работе «Изложение системы мира» математически обосновал теорию И. Канта. В 1824 г. химики впервые синтезировали органические вещества, доказав, что их образование происходит без участия «высших сил». Йенс Берцелиус показал единство элементного состава живой и неживой природы. В 1839 г. Т. Шванн и М. Шлейден создали клеточную теорию, которая постулировала, что все живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это было весомым доказательством единства происхождения живого мира.

К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом у всех позвоночных наблюдаются общие черты эмбрионального развития: на ранних этапах обнаруживается удивительное сходство в строении зародышей, принадлежащих к разным классам.

Возникла палеонтология (от греч. palaios – древний, ontos – сущее, logos – слово, учение) – наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности; о смене их в процессе развития жизни на Земле (рис. 5).

Исследуя строение позвоночных животных, Ж. Кювье установил, что все органы животного являются частями одной целостной системы. Строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма, и изменение одной части тела должно вызывать изменение других частей. Не могут копыта и сложный многокамерный желудок принадлежать

Критика эволюционизма

Критика эволюционизма появилась сразу после того, как в начале девятнадцатого века появились идеи эволюционизма [1] . Эти идеи заключались в том, что развитие общества и природы управляется естественными законами, которые стали известны образованной публике по книге Джорджа Комбе     (англ.)  ( рус. The Constitution of Man (1828) и анонимной Vestiges of the Natural History of Creation (1844). После того, как Чарльз Дарвин опубликовал Происхождение видов, большая часть научного сообщества убедилась в том, что эволюция — гипотеза, основанная на опытных данных. В 30-х и 40-x годах прошлого века учёные разработали синтетическую теорию эволюции (СТЭ), которая объединила идею дарвиновского естественного отбора с законами наследственности и данными популяционной генетики. С этого времени существование эволюционных процессов и способность современных эволюционных теорий объяснить, почему и как протекают эти процессы, поддерживается подавляющим большинством биологов [2] .

После появления СТЭ почти вся критика эволюционизма осуществляется религиозными деятелями, а не учёными [3] .

Однако многие верующие, которые верят в то, что Бог (боги) является творцом мира, не считают эволюционизм угрозой своим убеждениям, принимая эту теорию и процесс как допустимые. Среди этих теистических эволюционистов есть теологи, которые утверждают, что они смогли увидеть в эволюции божественный замысел [4] . Часть западных христиан отвергла эволюционизм как «ересь», однако большинство предприняло попытку примирить концепцию эволюционизма с библейской версией творения [5] .

Читайте так же:
Можно ли обойтись без референдумов

В противоположность ранним аргументам против эволюции, которые были либо полностью научными, либо полностью религиозными, некоторые современные аргументы иногда смешивают оба типа. В частности, американские движения Научный креационизм и Разумный замысел подвергают сомнению эмпирическую основу науки и утверждают, что существует большее число доказательств создания всего живого неким разумным существом или сотворения мира согласно описанию в Библии. Многие аргументы против эволюции относятся к аргументам против доказательств эволюции, а также методологии, нравственности и научной приемлемости эволюционной биологии. Однако научное сообщество не признает валидности этих аргументов, ссылаясь на то, что критики неправильно интерпретируют концепцию научной теории [6] .

Содержание

Определение эволюции [ править | править код ]

Один из основных источников неразберихи и неоднозначности в дебатах между креационистами и сторонниками эволюции — само определение эволюции. В биологии под термином «эволюция» понимаются генетические изменения в популяциях организмов в течение поколений. Тем не менее, слово имеет множество иных значений в других областях, от социокультурной эволюции до химической эволюции, эволюции звёзд и галактик. Этот термин может даже означать эволюцию (в смысле развития) метафизики, эволюцию духа и т. д. Когда биологическая эволюция приравнивается к процессам развития вообще, это может вызвать подмену одного понятия другим [7] .

Возникновение жизни [ править | править код ]

Противники теории эволюции часто затрагивают в своей критике вопрос возникновения жизни (абиогенеза). Вопреки утверждениям креационистов [8] , такая критика не имеет прямого отношения к теории эволюции, так как теория эволюции изучает происхождение одних форм жизни из других, а не возникновение живого из неживого [9] .

Креационисты утверждают, что процесс возникновения жизни не только не изучен, но и невозможен. При этом иногда приводится некорректный [10] аргумент о «нарушении» второго начала термодинамики [11] .

Также креационисты иногда рассматривают только сценарий абиогенеза, в котором клетки, ДНК или другие сложные структуры возникают спонтанно и сразу в современном виде, в результате хаотического перемешивания атомов [12] . Рассмотрев единственный сценарий абсолютно случайного возникновения жизни, который современная наука не воспринимает всерьез [10] , креационисты делают вывод о невозможности абиогенеза.

Также у антиэволюционистов можно встретить утверждение, что условия на древней Земле исключали возможность абиогенеза [13] . В частности, отрицаются общепризнанные факты из истории образования земной атмосферы, такие как отсутствие в ранней атмосфере кислорода и её восстановительный характер [14] .

Принятие наукой [ править | править код ]

Первая группа возражений сводится к степени принятия эволюции в научной среде.

Статус как «теории» [ править | править код ]

Критики эволюции часто утверждают, что эволюция это — «только теория», заявляя, что научные теории никогда не являются абсолютными, либо характеризуют эволюцию как мнение, а не как факт или очевидность. Подобная трактовка отражает непонимание значения слова «теория» в научном контексте. Если в разговорной речи «теория» это догадка или предположение, то в науке «теория» — объяснение, прогноз, который был доказан экспериментально, либо другим способом. Эволюционная теория объясняет разнообразие видов и их происхождение, и соответствует самым высоким стандартам научных доказательств. Нынешний этап развития эволюционной теории — современный синтез естественного отбора (по Дарвину) и генетики (по Менделю) — синтетическая теория эволюции (СТЭ). Как и любая научная теория, СТЭ постоянно обсуждается, проверяется и совершенствуется учёными, но при этом научным фактом является то, что эволюционная теория — единственная модель, которая объясняет известные факты развития видов и дает единую картину [15] .

Критики также утверждают, что эволюция — не факт [16] . В науке фактом считаются проверяемые эмпирические данные. Однако, в разговорном языке под фактом понимается что-либо имеющее исчерпывающие подтверждения. Например утверждения, такие как «Земля обращается вокруг Солнца» и «объекты падают вследствие действия гравитации» расцениваются как факты, несмотря на то, что это лишь теоретическое описание. Поэтому, с научной точки зрения эволюция может называться фактом по той же причине, что и гравитация: исходя из научного определения, эволюция — наблюдаемый процесс генетического изменения популяции организмов во времени. Исходя из разговорного определения, эволюция так же может быть названа фактом, согласно хорошо установленным научным данным об этом процессе. Поэтому эволюция (как и гравитация) в научной среде считается одновременно и фактом, и теорией [17] [18] [19] .

Читайте так же:
Мобильный банк псб вход

Сходные заблуждения заключены и в возражении, что поскольку в естественных науках нет абсолютно доказанных фактов, а есть лишь теории имеющие эмпирические подтверждения, то и процесс эволюции — лишь теория [20] . Такое различие занимает важное место в философии науки, оно указывает на отсутствие абсолютной конкретики во всех естественнонаучных утверждениях, а не только относящихся к эволюции. Строгое доказательство возможно лишь в формальных науках, таких как логика и математика, но не в естественных науках, для которых больше подходят термины «подтверждение» или «проверка». Таким образом, сказать, что эволюция не доказана строго — можно, но это столь же некорректное обвинение, как и то, что «эволюция — всего лишь теория». Если же под доказательством понимать, как и в разговорном языке, исчерпывающие подтверждения, то эволюция в научной среде является доказанной [21] .

Степень принятия [ править | править код ]

С 1999 года новый тип возражений появился в Канзасе. Если раньше креационисты требовали отменить обучение теории эволюции вообще, то теперь они говорят, что так как теория эволюции спорна, то ученикам следует преподавать и альтернативные точки зрения [22] [23] . Это предложение поддержал президент США Джордж Буш [24] [25] .

Эти утверждения стали основой кампании «Teach the Controversy», начало которой дала общественная организация «Discovery Institute». Целью данной кампании стало проведение учения о «разумном замысле» в общеобразовательные школы [26] .

Научное сообщество и судебные органы США отклонили эти аргументы, поскольку наука основывается не на том, что считает большинство, а на фактах. Согласие учёных-биологов, а не популярность мнений в обществе, определяет то, что признают приемлемым для науки. И хотя об эволюции спорят в обществе, теория не оспаривается среди экспертов в биологии [27] .

В ответ креационисты оспорили уровень научной поддержки теории эволюции. «Discovery Institute» с 2001 до 2010 года собрал около 700 подписей учёных под тезисом «Научное несогласие с Дарвинизмом», чтобы показать, что есть много учёных, которые несогласны с так называемой «дарвиновской эволюцией». С другой стороны, этот тезис не выражает прямое недоверие эволюции, а лишь говорит: «Мы скептически относимся к заявлениям о возможности случайных изменений и естественного отбора нести ответственность за сложность жизни. Внимательное изучение доказательств теории Дарвина должно поощряться» [28] . Эта резолюция привела к проведению нескольких кампаний, целью которых стало показать уровень поддержки эволюции в научной среде, в их числе «Научная поддержка Дарвинизма», которая собрала более чем 7 000 подписей за четыре дня, и «Проект Стивов», полушутливая резолюция, которая собрала 1406 подписей (на 23 ноября 2016) в поддержку эволюции учёными, при этом подписи ставят только те учёные, которых зовут «Стив» или другим аналогичным именем.

Креационисты утверждают, что спустя сто лет «теория в кризисе» и будет скоро отменена из-за возражений, недостатка надёжных признаков или нарушения физических законов. Этот довод отклоняется наукой, потому что «теория разумного замысла» или другие креационистские концепции должны соответствовать научным стандартам, чтобы их можно было рассматривать как альтернативу теории эволюции. Даже если бы доказательства против эволюции существовали, это не означало бы что концепция «разумного замысла» верна [29] .

Некоторые возражения сводятся к тому, что изначально теория была не принята некоторыми учёными. Нередко в рядах противников оказываются Исаак Ньютон, Карл Линней, Блез Паскаль и другие великие учёные, умершие задолго до рождения Дарвина. Так же некоторые ссылаются на городскую легенду, что Дарвин якобы «отрёкся» от своей теории на смертном ложе [30] [31] . Но даже если это было бы правдой, то всё равно не играло бы никакой роли, так как наука опирается не на авторитет отдельных учёных, а на соответствие фактам и прогнозируемость выводов.

Научный статус [ править | править код ]

Вторая группа возражений сводится к тому, что эволюционное учение якобы не соответствует основным научным стандартам. Методы эволюционной науки объявляются не проверяемыми, факты — недостоверными, спекулятивными.

Религиозная сущность [ править | править код ]

Часть доводов против эволюции сводится к тому, что «эволюция — религия, а не наука» [32] . Цель подобных доводов доказать, что выбор состоит между двумя религиозными учениями — эволюцией и креационизмом, или даже представить эволюцию как верование, а концепцию «разумного замысла» — как науку. Используются подчеркивающие ярлыки: «эволюционисты», «дарвинисты». [33] [34]

Читайте так же:
Можно ли прятать трубы отопления в стену

Проводя параллели между эволюцией и креационизмом, креационисты заявляют, что эволюция требует веры, у эволюционной теории есть «уважаемый пророк» — Дарвин, а сторонники эволюции категорично отклоняют доказательства, выходящие за рамки их теории.

Ответные возражения таковы: никакие утверждения в науке не считаются «священными», многие постулаты изначальной теории Дарвина были изменены в неодарвинизме и продолжают изменяться или опровергаться в современной синтетической теории эволюции. Ненаблюдаемость эволюционного процесса не является фактом, кроме того эволюция имеет множество других доказательств и не требует веры.

Утверждение о религиозной сущности эволюции неправильны, потому что религия характеризуется не догматической или горячей убежденностью последователей, а верой в незримое, духовное, сверхъестественное. Приверженность эволюции не основывается на догматах или вере.

Подобным образом креационисты возражают против эволюции говоря, что она атеистическая, или что эволюция — часть «религии атеизма». Иногда даже науку в целом пытаются представить как «науку атеистической религии» [35]

Суд США также отверг эти доводы:

Даже если в рамках дискуссии предположить, что эволюция — это религия или религиозный догмат, то стоило бы прекратить преподавание эволюции, а не вводить в противоположность ей другую религию. Однако, прецедентным правом, и, возможно, также здравым смыслом, было ясно показано, что эволюция не является религией, и её преподавание не нарушает Establishment Clause [36] .

Можно ли экспериментально проверить и следовательно доказать

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

Учебник адресован учащимся 11 класса и рассчитан на преподавание предмета 1 или 2 часа в неделю.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Книга: Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

<<< Назад
1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея
Вперед >>>
3. Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Вспомните!

Что такое эволюция?

Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

В конце XVIII в. большинство учёных было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьёзные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789–1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводили к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Учёный считал, что наиболее общие категории явлений, такие как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio – постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Таким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путём самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных учёный разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней – градаций (рис. 4). Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий – млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.

Читайте так же:
Мои фотографии в гугле

Рис. 4. Градации Ламарка

Учение об изменчивости. Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведёт к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьёв из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретённых признаков: под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются. По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в. материальной основы наследственности – ДНК – окончательно опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретённые в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Значение теории Ламарка. Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. Учёный определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность) и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции. Созданная теория не могла объяснить многие существующие явления, такие как наследование нефункционирующих признаков (например, рудиментарные органы), появление мимикрии или покровительственной окраски.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих учёных, одним из которых был Жорж Кювье – основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнёс свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.

Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские учёные достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а ещё позднее – млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для повторения и задания

1. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector